Тут я процитирую отрывок из произведения Г. С. Альтшуллера (aka Генриха Альтова) "Краски для фантазии":
"Оказалось, что в развитии любой фантастической темы (космические путешествия, связь с внеземными цивилизациями и т. д.), существуют четыре резко отличающиеся категории идей:
- один объект, дающий некий фантастический результат;
- много объектов, дающих в совокупности уже совсем иной результат;
- те же результаты, но достигаемые без объекта;
- условия, при которых отпадает необходимость в результатах.
По каждой теме постепенно воздвигаются как бы четыре этажа фантастических идей. Они качественно отличаются друг от друга, эти этажи. Если мы возьмём такую тему, как «Связь с внеземными цивилизациями», то на первом этаже будут идеи о связи с одной цивилизацией. Есть ряд произведений, использующих такого типа идеи. На втором этаже (связь со многими внеземными цивилизациями) - выдвинутая И. Ефремовым идея Великого Кольца. Точно так же отличается идея одной машины времени у Уэллса от азимовской Службы Вечности, основанной на одновременных контактах со многими эпохами.
Два уточнения.
Верхние этажи нисколько не лучше нижних. Речь идёт о внутренней логике развития идей - и только. Литературные возможности идеи определяются отнюдь не номером этажа, к которому она принадлежит.
Далее. Наличие четырёх этажей вовсе не означает, что по каждой теме возможны всего четыре идеи. На любом этаже может разместиться неограниченное число отличающихся друг от друга «изотопов», «изоэтажных» идей, объединенных лишь тем, что все они соответствуют общей формуле этажа."
Итак, задание:
1. Взять произвольную фантастическую или фэнтезийную идею
2. Построить (попытаться построить) по ней все четыре этажа
3. Поискать примеры в существующей литературе и кино
4. Повторить
Исполнения в комментариях
"Оказалось, что в развитии любой фантастической темы (космические путешествия, связь с внеземными цивилизациями и т. д.), существуют четыре резко отличающиеся категории идей:
- один объект, дающий некий фантастический результат;
- много объектов, дающих в совокупности уже совсем иной результат;
- те же результаты, но достигаемые без объекта;
- условия, при которых отпадает необходимость в результатах.
По каждой теме постепенно воздвигаются как бы четыре этажа фантастических идей. Они качественно отличаются друг от друга, эти этажи. Если мы возьмём такую тему, как «Связь с внеземными цивилизациями», то на первом этаже будут идеи о связи с одной цивилизацией. Есть ряд произведений, использующих такого типа идеи. На втором этаже (связь со многими внеземными цивилизациями) - выдвинутая И. Ефремовым идея Великого Кольца. Точно так же отличается идея одной машины времени у Уэллса от азимовской Службы Вечности, основанной на одновременных контактах со многими эпохами.
Два уточнения.
Верхние этажи нисколько не лучше нижних. Речь идёт о внутренней логике развития идей - и только. Литературные возможности идеи определяются отнюдь не номером этажа, к которому она принадлежит.
Далее. Наличие четырёх этажей вовсе не означает, что по каждой теме возможны всего четыре идеи. На любом этаже может разместиться неограниченное число отличающихся друг от друга «изотопов», «изоэтажных» идей, объединенных лишь тем, что все они соответствуют общей формуле этажа."
Итак, задание:
1. Взять произвольную фантастическую или фэнтезийную идею
2. Построить (попытаться построить) по ней все четыре этажа
3. Поискать примеры в существующей литературе и кино
4. Повторить
Исполнения в комментариях
- множественные полёты на драконе
- полёты на драконе без дракона
- полёты на драконах не нужны, потому что есть самолёты
1. Один объект, дающий некий фантастический результат
Одна магия. Один вид магии. Вампиры, например. Или магия основанная на гелигии.
Пример: «Цельнометаллический алхимик».
2. Много объектов, дающих в совокупности уже совсем иной результат
Много магий. Может быть, это много направлений магии: заклинания, превращения, зелья… Или это разные подходы к магии: можно иметь дело с миром полуразумных сущностей, большинство из которых паразитирует на живых людях; можно видеть магические потоки; можно иметь дело с родовой магией. Лечение больной коленки каждым из этих подходов будет совершенно разным.
Пример: произведения о Гарри Поттере.
3. Те же результаты, но достигаемые без объекта
Магия без магии? Техномагия?
Если внимательно посмотреть на современные научные достижения, то никакой магии не надо!
4. Условия, при которых отпадает необходимость в результатах
Мир, в котором желания моментально исполняются?
Или люди, которые утратили способность желать?