20:54

Вопрос

Если человек не видит выбора, можно ли считать, что человек совершает выбор?

*всё ещё думаю над этим вопросом*

12-13.03.2015 Ответ найден

@темы: Мяу!, наука болтологии, Абстракции, Путевые заметки

Комментарии
29.03.2013 в 01:44

На то он и выбор, что бы его делать. Если его нет, или если человек его не нашёл, не видит, то это не выбор, это вынужденная мера, необходимость. У человека нет выбора, буквально. Не по доброй воле он решается на то единственное, что ему осталось.
29.03.2013 в 01:52

Элен, спящая в кресле, или по доброй?
Например, человеку назначили дуэль, и ему в голову не приходит, что можно сбежать или не прийти.
Считать ли это выбором, если ему действительно не приходит в голову, что возможны альтернативы? Он идёт на дуэль, и всё тут.
С другой стороны, ситуация очень отличается от принуждения - когда бы человек хотел и надеялся сбежать, а его бы за руки волокли на эту самую дуэль. Вот тут у него точно нет выбора.
29.03.2013 в 17:50

Например, человеку назначили дуэль, и ему в голову не приходит, что можно сбежать или не прийти.
Считать ли это выбором, если ему действительно не приходит в голову, что возможны альтернативы? Он идёт на дуэль, и всё тут.

В этом случае выбор тоже есть. Но человек сам себя его лишает, не видя, или не сообразив... Вот лишение самого себя выбора - это да. Это, мне кажется, своего рода тоже выбор. Хоть и глупый неимоверно.
30.03.2013 в 13:05

Элен, спящая в кресле, если так рассуждать, то какого-то выбора мы себя лишаем в каждый момент времени. Потому что не видим.
19.04.2014 в 12:08

стеснительный голубь с комплексом неполноценности
Если человек не видит выбора, можно ли считать, что человек совершает выбор?
может быть, человек просто не хочет видеть этот выбор? подсознательно или сознательно, но не хочет.
тогда он в любом случае совершает выбор, так или иначе.
19.04.2014 в 13:42

"Счастье - это естественное состояние человека!" Омела травница
Не по доброй воле он решается на то единственное, что ему осталось.
Если он решается что-то сделать, значит он уже выбирает между "сделать" и "не сделать". Насколько хорош или плох выбираемый вариант - это уже другой вопрос.

Потому я считаю, что человек делает выбор и ведёт свою судьбу по тому руслу, которое выбрал. Кроме того, если человек выбора не видит, это не значит, что его нет.
19.04.2014 в 14:12

Антропоморфная Персонификация, предположим, с утра человек идёт на нелюбимую работу. Он не видит варианта "послать работу к чертям, свернуть прямо сейчас в парк и погулять". Как не видит и варианта "Убить начальника дыроколом, а потом выброситься из окна". Он просто идёт знакомым маршрутом на свою работу, и всё. Совершает ли он какой-то выбор именно в этот момент?

Харта, в вашем примере человек всё-таки видит выбор. Пусть и не рассматривает его (или рассматривает, но принимает вот такое решение).

Кроме того, если человек выбора не видит, это не значит, что его нет.
Соглашусь. Но значит ли это, что человек совершает выбор?
19.04.2014 в 14:22

"Счастье - это естественное состояние человека!" Омела травница
Кьюзи, если человек не задаётся вопросом о выборе, пожалуй, процесса выбора нет). То есть, человек и впрямь не задумываясь совершает какое-то действие.

Хотя с философско-эзотерической точки зерния я бы сказала, что выбор каждый из нас делает каждую секунду. Осознанный или нет.)
19.04.2014 в 14:38

"Счастье - это естественное состояние человека!" Омела травница
Кьюзи, думаю, правильнее сформулировать моё мнение будет так. У человека есть выбор всегда, но это не значит, что он ежесекундно совершает выбор.

На самом деле тему можно вертеть по-разному, да)). В том числе, положиться на естественный ход событий/ божье провидение/чей-то выбор и стараться не выбирать - тоже выбор)).
19.04.2014 в 15:06

стеснительный голубь с комплексом неполноценности
Кьюзи, ну, у него все же есть выбор, уволиться, например. Более адекватный, чем убить начальника или еще что.
Другое дело, что он не рассматривает этот вариант, но я думаю (по своему опыту), потому что выбор он свой уже сделал и почему-либо счел, что лучше тащиться на ненавистную работу, чем увольняться.
Просто я в этом плане согласна с Харта, что выбор каждый из нас делает каждую секунду. Осознанный или нет.)
19.04.2014 в 15:27

Антропоморфная Персонификация, ОК, другой вариант: некий человек узнал, что есть ролевые игры, захотел играть, сделал меч из пластмассы и кафтан из штор, и через год стал уже ролевиком во всю голову. А до этого - не знал. Совершал ли он выбор тогда - не играть в ролевые игры?

Харта, здесь мне чудится какой-то подвох, но сходу найти его я не могу.
19.04.2014 в 16:08

стеснительный голубь с комплексом неполноценности
Кьюзи, думаю, что нет. О каком выборе может идти речь, если человек элементарно не имеет представления о чем-то? Если он знать не знал про ролевые игры, то и выбирать не мог - играть ему или не играть.
Это из разряда "не рассказывай мне тайну, и тогда я не смогу рассказать ее никому".
19.04.2014 в 16:26

Антропоморфная Персонификация, тогда чем эта ситуация с играми принципиально отличается от предыдущей ситуации с работой?
19.04.2014 в 16:31

"Счастье - это естественное состояние человека!" Омела травница
Кьюзи, ну подвох, не подвох, а многие философские вопросы не однозначны, и прийти к одному верному ответу в них бывает сложно)). Поэтому подвох больше видится в самом вопросе).
Даже если вопрос задан из практического интереса (то есть по вполне конкретной ситуации), мнения у всех будут разные)))
19.04.2014 в 17:52

адепт тлена и безысходности
Кьюзи, если выбора нет (в конкретной ситуации для конкретного человека), то он его не совершает. Я считаю, что выбор может быть только осознанным.
А вот как быть, когда не видишь выхода и не из чего выбирать...
19.04.2014 в 21:58

стеснительный голубь с комплексом неполноценности
Кьюзи, ну в ситуации с работой он же понимает, что может уволиться)) а тут он просто не знал, что такое есть.
19.04.2014 в 22:18

стеснительный голубь с комплексом неполноценности
Кьюзи, ну в ситуации с работой он же понимает, что может уволиться)) а тут он просто не знал, что такое есть.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии