Есть популярный и распространённый приём в воспитании детей, благодаря которому с ними можно делать практически что угодно, когда они вырастают.
Мне было года три, когда приключилась эта история.
В детстве я не понимала отличия детей от любых других объектов. Понятно, что кошка отличается от автомобиля, человек отличается от кошки, а дерево отличается от человека. Непонятно, почему играть надо именно с детьми.
Я была любознательна. И очень внятно говорила.
В песочницу многие приходили с игрушками. Когда меня интересовала какая-то игрушка, я высматривала ребёнка, которому принадлежит игрушка, и его маму или бабушку. Дальше я подходила к ребёнку и очень внятно говорила: "Можно посмотреть твою игрушку? Пожалуйста."
Ребёнок прижимал к себе игрушку и нервно оглядывался на маму, которая уже готова была начать квохтать: "Какая вежливая девочка, ты же покажешь ей свою машинку/куклу, ты же не будешь жадиной".
Ребёнок понимал, что игрушку придётся отдать в любом случае. Либо сейчас, либо после того, как мама назовёт его жадиной и начнёт стыдить. Он нервно сопел, но протягивал мне интересующую меня вещь.
Рассмотрев игрушку и поняв её принцип действия, я возвращала вещь ребёнку, говорила "Спасибо" и уходила играть. Больше ни ребёнок, ни его мама меня не интересовали.
Вот тот самый воспитательный приём: заставить ребёнка пренебречь своими желаниями ради того, чтоб быть "хорошим мальчиком" или "хорошей девочкой". Заставить ребёнка - ради чего-то невнятного - отдавать дорогие ему вещи совершенно посторонним ему людям, которые даже не хотят с ним играть.
Мне было три года, собственное поведение не казалось мне неправильным. Я просто хотела посмотреть игрушку, а получить её можно было вот так.
Естественно, первым заинтересовавшим меня ребёнком стала девочка, которая сломала мой алгоритм.
Я попросила у неё какую-то игрушку, она прижала игрушку к себе, оглянулась на бабушку, и... заплакала. Бабушка бросилась её утешать, а я осталась стоять и смотреть - без игрушки.
Скоро мы стали лучшими подругами, я пригласила её на своё четырёхлетие (есть даже видеозапись).
Правда, мы обе долго были уверены, что познакомились в пять лет. Почему-то )))
Возвращаясь к воспитанию. Дети вырастают, и вот уже взрослые дяди и тёти готовы молча терпеть домашнее насилие, работать без обеденного перерыва и на несколько часов дольше положенного, общаться с неприятными людьми и давать взаймы дальним родственникам, которые никогда не возвращают деньги. Потом у таких людей появляются свои дети, и круг замыкается: кто-то хочет что-то от ребёнка, мама ребёнка нервно оглядывается и уже готова начать стыдить малыша, - она же "хорошая" мама, она же "правильно" воспитывает ребёнка, она же не хочет вырастить "эгоиста".
Мне было года три, когда приключилась эта история.
В детстве я не понимала отличия детей от любых других объектов. Понятно, что кошка отличается от автомобиля, человек отличается от кошки, а дерево отличается от человека. Непонятно, почему играть надо именно с детьми.
Я была любознательна. И очень внятно говорила.
В песочницу многие приходили с игрушками. Когда меня интересовала какая-то игрушка, я высматривала ребёнка, которому принадлежит игрушка, и его маму или бабушку. Дальше я подходила к ребёнку и очень внятно говорила: "Можно посмотреть твою игрушку? Пожалуйста."
Ребёнок прижимал к себе игрушку и нервно оглядывался на маму, которая уже готова была начать квохтать: "Какая вежливая девочка, ты же покажешь ей свою машинку/куклу, ты же не будешь жадиной".
Ребёнок понимал, что игрушку придётся отдать в любом случае. Либо сейчас, либо после того, как мама назовёт его жадиной и начнёт стыдить. Он нервно сопел, но протягивал мне интересующую меня вещь.
Рассмотрев игрушку и поняв её принцип действия, я возвращала вещь ребёнку, говорила "Спасибо" и уходила играть. Больше ни ребёнок, ни его мама меня не интересовали.
Вот тот самый воспитательный приём: заставить ребёнка пренебречь своими желаниями ради того, чтоб быть "хорошим мальчиком" или "хорошей девочкой". Заставить ребёнка - ради чего-то невнятного - отдавать дорогие ему вещи совершенно посторонним ему людям, которые даже не хотят с ним играть.
Мне было три года, собственное поведение не казалось мне неправильным. Я просто хотела посмотреть игрушку, а получить её можно было вот так.
Естественно, первым заинтересовавшим меня ребёнком стала девочка, которая сломала мой алгоритм.
Я попросила у неё какую-то игрушку, она прижала игрушку к себе, оглянулась на бабушку, и... заплакала. Бабушка бросилась её утешать, а я осталась стоять и смотреть - без игрушки.
Скоро мы стали лучшими подругами, я пригласила её на своё четырёхлетие (есть даже видеозапись).
Правда, мы обе долго были уверены, что познакомились в пять лет. Почему-то )))
Возвращаясь к воспитанию. Дети вырастают, и вот уже взрослые дяди и тёти готовы молча терпеть домашнее насилие, работать без обеденного перерыва и на несколько часов дольше положенного, общаться с неприятными людьми и давать взаймы дальним родственникам, которые никогда не возвращают деньги. Потом у таких людей появляются свои дети, и круг замыкается: кто-то хочет что-то от ребёнка, мама ребёнка нервно оглядывается и уже готова начать стыдить малыша, - она же "хорошая" мама, она же "правильно" воспитывает ребёнка, она же не хочет вырастить "эгоиста".
Хе, теперь можно отследить, откуда ноги растут у таких принципов "хорошей девочки", и от чего оно в детстве зависит)
Попробую у мамы завтра спросить, вдруг она знает )))
Харта, угу
Тяжелая вода,